Устройство пола в гараже по бетону

Оглавление:

  1. Бетонный пол в гараже
  2. Утепление пола в гараже
  3. Теплый пол в гараже
  4. Наливные полы в гараже
  5. Деревянный пол в гараже

Гаражные полы должны отвечать ряду требований:

  • Повышенная прочность к механическим повреждениям
  • Устойчивость к химическим растворам
  • Пожаробезопасность и влагостойкость

Все напольные покрытия для гаража обладают своими преимуществами и недостатками, вокруг возможных вариантов выбора между автовладельцами точатся постоянные споры. Попробуем обобщить их насущные проблемы и выделить три главных пункта:

  1. Как сделать пол в гараже самостоятельно?
  2. Какое выбрать устройство полов в гараже, чтобы было дешево и надежно?
  3. Какой пол гаража лучше «приживется»?

Рассмотрим, какое может быть покрытие для пола гаража, поэтапно опишем последовательность работ по его обустройству, не забыв обратить внимание на плюсы и минусы такого выбора.

Классика «жанра»: Бетонный пол в гараже

Бетонная «основа» – первый шаг для обустройства любого вида покрытия гаража. Бетонный пол – прочный и дешевый, хорошо выдерживает жесткий режим эксплуатации. Главные его недостатки: образование пыли и грязевых пятен на поверхности.

Верхний шар бетона нестоек и легко стирается, покрывая все помещение серым налетом. Грязь, химические пятна прочно въедаются в покрытие, «консервируя» неприятный запах в помещении.

Как залить пол бетоном, избежав этих негативных факторов? Существуют средства, эффектно укрепляющие верхний шар бетона (специальные краски, пропитки). Главное, чтобы бетонирование пола гаража выполнялось без нарушения технологии работ. Не то поверхность быстро «разорвется» и покроется паутиной трещин, ремонт которых будет постоянной заботой автолюбителя.

Чаще всего «основой» пола гаража является цельная железобетонная плита, упирающаяся на цокольную часть сооружения. Такое «черновое» напольное покрытие идеально. Но для его установки нужно привлечь грузоподъемную технику и бригаду рабочих, что значительно повышает конечную стоимость проекта. Поэтому большинство автовладельцев предпочитают пойти более сложным, но зато менее затратным путем, так как забетонировать пол самостоятельно намного дешевле. Это трудоемкий процесс и существует несколько методов добиться желаемого.

Если строительство ведется самостоятельно, то бетонный пол по грунту – самый распространенный способ получить крепкое и недорогое напольное покрытие. Ведь цель строительства гаража своими руками: соотношение идеальной пропорции цена-качество.

Как выполняется заливка пола из бетона (на грунт) в гараже?

Чтобы заливка бетонного пола прошла успешно, и вы не выкинули деньги на ветер, следует знать три фактора, при которых такое обустройство невозможно:

  1. Высокий уровень грунтовых вод
  2. Вероятность подтапливания территории гаража
  3. Сильный наклон участка для строительства

В этих случаях единственный рациональный вариант – перекрытие на цокольной части гаража с подпольем.

Если условия благоприятные, то площадку в середине «коробки» сооружения освобождают от рыхлой почвы, чтобы сформировать «подстил» из песка и гравия.

Конструкция пола в гараже из бетона многослойная, что обеспечивает его жесткость и стойкость на грунте. Схема покрытия «снизу вверх» такова:

  • Гравий
  • Песок
  • Армированный слой бетона («черновой» пол)
  • Гидроизоляция + утеплитель + пленка
  • Армированная финишная стяжка

Устройство бетонного пола в гараже

Перед началом работ дно ямы выравнивают и утрамбовывают. Ее поверхность смазывают жидкой глиной для гидроизоляции. На «коробке» гаража делают разметку будущего пола и натягивают ориентировочный шнур.

Затем засыпают слой гравия толщиной до 0,8 м (зависит от качества грунта, обычно при благоприятных условиях хватает 0,30 – 0,45 м). Для этого в землю вдоль стен устанавливают деревянные столбики с интервалом 1 м, которые указывают высоту «присыпки».

Устройство бетонных полов в гараже требует тщательной утрамбовки всех составляющих «подстилки». Гравий прессуют и удаляют слишком крупные и острые камни. После засыпают слой песка и тоже утрамбовывают его (толщина слоя 10 см).
По нормам СНиП фильтрующая «подушка» должна быть достаточно ровной. Допустимое отклонение от горизонтали ± 20 мм.

Гидроизоляция пола гаража

Перед заливкой бетона на «подушку» укладывают гидроизоляцию. Для этого используют полиэтиленовую пленку (250-300 мкм), которой застилают всю поверхность будущего пола. Ее полосы укладывают внахлест (15 см) и склеивают между собой поливинилхлоридной лентой. Пленку разглаживают, а на углах аккуратно складывают. На краях она должна заходить на стены выше уровня будущего пола. Вместо пленки можно использовать современные мембраны.

Укрепляем пол: армирование и заливка бетона

Для стойкости бетонного покрытия используют металлическую сетку 100×100 мм (диаметр прута 5 мм), которой накрывают всю поверхность площадки. Бетонирование пола в гараже выполняют полосами, устанавливая деревянные рейки (длиной 1-2 м), высота которых соответствует уровню «чернового» покрытия (10 см). В образовавшийся между ними промежуток (1 м) заливают готовый раствор (марка бетона М-300).Его слой должен быть чуть выше реек. Затем деревянным правилом удаляют остаток бетона и поступательными движениями по профилям (вправо/влево) утрамбовывают смесь.

Уложив бетонные полосы, рейки удаляют, заполняя щели раствором.

Внимание!

Нельзя скреплять бетонный пол с «коробкой» гаража. Постройка даст усадку и повредит напольное покрытие. Зазоры должны быть вдоль стен и труб помещения. В щель устанавливают полоску упругого утеплителя.

Затвердение «чернового» пола

После заливки бетона следует накрыть всю поверхность пленкой и дать ей «отдохнуть» четыре недели. Пол постоянно увлажняют. По истечении срока начинается его финишная отделка – утепление и стяжка.

Как утеплить бетонное покрытие пола гаража

Если планируете утеплить пол, то следующим слоем перед стяжкой должен быть теплоизолятор. Чаще всего для этих целей используют пенополистирол ПСБ-С-35 (толщина 5-10 см), специально предназначенный для напольных покрытий. Его укладывают на слой гидроизоляции. Из-за листовой формы ПСБ-С работа затрудняется.

Если вы задаетесь вопросом “как утеплить бетонный пол в гараже” и при этом как можно быстрее, то для этого служит рулонный теплоизолятор, например, изоком, который значительно облегчает весь процесс. Утеплитель сверху так же накрывают пленкой.

Финишная стяжка пола в гараже

Поверхность накрывают металлической сеткой. Затем устанавливают четко по уровню деревянные маяки (например, 75×37 мм). Залитый бетон выравнивается с помощью рейки-правила, которое двигается по «рельсам», убирая излишки раствора и утрамбовывая его. Для заглаживания поверхности используется стальная гладилка. Постепенно накрывают стяжкой всю поверхность (действия аналогичны формированию «чернового» пола).

Если утеплитель отсутствует, то цементное «молоко» (вода, цемент и пластификатор) будет играть роль скрепляющего компонента между «черновым» и финишным полом. По густоте оно должно напоминать сметану. «Молоком» обмазывается поочередно рабочий сектор помещения.

Толщина пола в гараже из бетона – от 130 до 150 мм (100 мм – «основа», 30 – 50 «финиш»). Следует не забывать о небольшом уклоне финишной стяжки в сторону выхода для стока воды.

Полезный совет!

Чем покрасить пол в гараже? Существуют специальные краски для бетона (акриловые, полиуретановые, эпоксидные), позволяющие упрочнить его верхний слой, избавив помещение от пыли и грязевых пятен. Но из-за тонкого защитного слоя потребуется периодическое окрашивание поверхности (1-2 раза в год).

Можно обойтись без краски, а использовать упрочняющий состав для бетона, который втирается в финишную стяжку при ее неполном застывании. Такой метод позволяет упрочнить поверхность до 80 Мпа (прочность на сжатие).

Хочешь комфорта? «Теплый» пол в гараже

При обустройстве бетонного пола в гараже можно сразу решить задачу эффективного обогрева помещения. Существует два варианта обустройства отопления, вмонтированного в напольное покрытие.

  • Теплый пол (водяной) в гараже состоит из металлопластиковых труб, замурованных в стяжке и соединенных в замкнутую систему, источником тепла которой является котел.
  • Теплый (электрический) пол в гараже состоит из специальных кабелей, которые так же замуровываются в стяжку.

Существуют готовые блоки различной площади для удобного монтажа и соединения системы в единое целое.

Преимуществом такого способа обогрева гаража является экономическая выгода, благодаря подогреву «снизу/вверх» и большой площади теплой поверхности. Самый доступный и надежный теплый пол в гараже – водяной. Расходы, связанные с дальнейшей эксплуатацией электрического подогрева, значительно больше.

Главным недостатком есть утрудненный ремонт системы в случае аварии. Во избежание механического повреждения «теплого пола» традиционно используют защитный слой из керамической плитки.

Керамическая плитка для пола в гараже

Облицовочное покрытие для пола в гараже позволяет не только упрочнить, но и украсить поверхность, избавившись от проблем чрезмерного запыления помещения. Керамическая плитка – это прочный и водонепроницаемый материал, который легко мыть. Для обустройства пола в гараже используют образец V класса изнашиваемости. Такая плитка устойчива к стиранию и механическому повреждению. Предпочтительней остановить свой выбор на прочных сортах стройматериала (например, керамогранит). Если помещение не отапливается, то следует использовать морозостойкий сорт (тип ГРЕС). Эта плитка на пол в гараж «не боится» резких перепадов температур и предназначена для жесткой эксплуатации.

Внимание!

Категорически нельзя накрывать пол керамической плиткой в только что построенном гараже. Следует выждать 1,5-2 года на усадку строения. Керамическая плитка обладает низким коэффициентом расширения, поэтому ее поверхность может повредиться.

Технология установки керамической плитки

Керамическая плитка устанавливается на гладкую ровную поверхность. Бетонный пол – идеальная основа. Его предварительно грунтуют (для экономии клея и лучшей адгезии) и дают хорошо просохнуть. Затем наносят на поверхность зубчатым правилом раствор клея (соответствующий выбранному типу стройматериала). Для лучшего сцепления дополнительно смазывают клеящей смесью края плитки. Укладка ведется рядами, их горизонтальность проверяют уровнем. Для ровности швов используют пластмассовые крестики. Через 2-3 дня их можно затирать. Эксплуатацию гаража начинают через 2 недели.

Быстро и легко: наливные полы в гараже

Устройство пола в гараже с помощью классических облицовочных стройматериалов предполагает наличие швов. Это слабые места, которые уступают по техническим характеристикам «основе», что чаще всего приводит к разрушению защитного слоя поверхности.

Современное решение данной проблемы – наливные полы своими руками выравнивающими растворами, образующими цельную поверхность.

Они изготовлены:

  • На цементной основе
  • На полимерной основе

Такой способ обустройства получил название «наливные полы». Поверхность накрывается защитным слоем толщиной от 20 – 80 мм. Выравнивающие растворы значительно ускоряют работу, так как делаем пол для гаража идеально гладким всего за несколько часов.

Цены на данное покрытие зависят от требуемых характеристик.

Самая доступная категория – наливной пол для гаража на цементной основе. Это покрытие толщиной 20 – 30 мм, которое заменяет финишную стяжку и легко выравнивает небольшие огрехи «чернового» пола.

Наливные полы на полимерной основе – дорогостоящий вариант, но дающий массу преимуществ. Они антистатические, стойкие к стиранию, огню и морозу, вибрации и химическому воздействию.

Для гаражей используют эпоксидные и полиуретановые промышленные наливные полы. При желании им можно придать любой цвет. Срок гарантированной службы полимерного покрытия от 45 лет.

Как залить пол в гараже?

Тонкослойные цементные наливные полы можно обустроить самостоятельно. Для основы подходит только бетонное покрытие, которое отчищают от пыли, грязи и заделывают глубокие выбоины и трещины. Для некоторых видов покрытий, перед тем как залить пол, требуется предварительная шлифовка пола.

За 24 часа до работы на поверхность наносится грунтовка (лучше два раза). Заливают пол методом луж, выравнивая поверхность зубчатыми валиками для удаления пузырьков воздуха из раствора. Через 15 дней покрытие наберет требуемую прочность.

Важно!

При изготовлении раствора строго придерживаться указанной производителем пропорции воды. Температурный режим для работ от +5 0 до + 25 0 С. Допустимая влажность в помещении – 60 %, бетонной основы – 5 %.

Дешево, но временно: деревянное покрытие пола в гараже

Деревянный пол в гараже своими руками выполняется с помощью лаг 100×100 мм. Они распределяют нагрузку на всю поверхность настила. Деревянный пол – дешевый, но не долговечный вариант покрытия для гаража. Несмотря на все мероприятия по его гидроизоляции, срок службы настила невелик – в среднем 5 лет.

«Близкий» контакт с химическими жидкостями быстро «истачивает» его, а шипованные шины нарушают целостность покрытия. Несмотря на все недостатки такого решения, этот экономичный способ довольно распространен.

Как постелить пол в гараже из деревянных досок? Нужна твердая «основа», которая не просядет под тяжестью настила и машины.

Существует два варианта ее обустройства:

  • Кирпичные столбики (25×25 см) в грунт
  • Бетонные столбики

Традиционно лаги укладывают на твердую бетонную основу. Метод «столбиков» не распространен из-за трудностей установки их одинакового уровня.

Важно!

Частой ошибкой является установка лаг непосредственно на грунт. Делают прослойку щебня и песка, укладывают гидроизоляцию и сверху монтируют деревянный каркас пола. Такой способ приведет к быстрой порче лаг, и покрытие сгниет в течение 1-2 сезонов.

Надежнее использовать черновой бетонный пол. К тому же в дальнейшем можно заменить нестойкое деревянное покрытие на более современный образец.

Технология установки деревянного покрытия для гаража

Различают однослойное и двухслойное деревянное покрытие. Если автовладелец захочет утеплить пол, то требуется двойная конструкция с черновым полом, между которым и укладывают слой теплоизолятора, защищенный гидро- и пароизоляцией.

На практике в виду экономии для гаража используют простой однослойный вариант.

Лаги должны быть обработаны антисептиком и хорошенько просушены (допустимый уровень влажности – до 10 %). Их укладывают (шаг – 40 см) на слой гидро- и шумоизоляции.
Сначала размещают маячные лаги (через каждые 2 метра), тщательно проверяя правильность установки уровнем. Их крепят с помощью дюбелей через каждые 50 см.

Затем аналогично ложатся промежуточные «опоры». Закрепив каркас, приступают к монтажу досок пола. Их плотно крепят друг другу перпендикулярно лагам с помощью гвоздей или саморезов.

Вывод!

Какое напольное покрытие для гаража выбрать? Вывод зависит от величины бюджета автовладельца. Чем прочнее и надежнее покрытие для пола в гараже, тем больше денег нужно за него заплатить.

Дольше всех прослужит полимерный наливной пол с подходящими техническими характеристиками. Но цена 1 кв. м. «удовольствия» обойдется от 65 $ и выше.

Покрытие на цементной основе дешевле – от 30 $ за 1 кв.м., но уступает по прочности. Простой вариант – оставить бетонный пол и периодически окрашивать его. Если бюджет очень ограничен, то можно временно обойтись деревянным покрытием.

Требования к устройству

Прежде чем приступить к строительству гаража, необходимо изучить требования, предъявляемые к устройству бетонного пола:

Основные требования.

  1. В первую очередь он должен быть прочным и надежным, выдерживать вес не только легкового автомобиля, но и тяжелого фургона. Кроме автотранспорта в гараже устанавливают стеллажи, хранят инструменты, запасные части. Поэтому бетонную стяжку делают прочной. Ее толщина не должна быть меньше 20 мм.
  2. При механических повреждениях пол не должен разрушаться, крошиться, деформироваться.
  3. Часто в гараже хранят растворители, горюче-смазочные смеси, краски, которые являются пожароопасными. При попадании на поверхность они повреждают материал, могут воспламениться, поэтому бетонная стяжка должна быть устойчива к химическим воздействиям и быть пожаробезопасной.
  4. Когда на улице заморозки, поддержать температуру на одном уровне внутри постройки сложно даже при наличии отопительной системы. Поэтому фундамент гаража должен выдерживать существенные температурные перепады.
  5. Пол должен быть долговечным. Тогда проведение ремонтных работ напольного покрытия понадобится не ранее чем через 10-15 лет.

Устройство бетонной стяжки

Укладка армирующего каркаса для упрочнения стяжки
На подготовленные тщательным образом полы укладывается арматурная сетка. Можно использовать готовую сетку заводского изготовления, а можно изготовить армирующий слой своими руками, используя стандартный арматурный пруток. Если в обозначении арматуры присутствует буква «С», то такой материал можно сваривать обычной электродуговой сваркой, в противном случае используется вязка специальной вязальной проволокой. После укладки арматуры она приподнимается на необходимую высоту специальными подставками, чтобы армирующий пояс находился в толще залитого бетона, слой которого должен быть не менее 50 мм. Минимальная толщина прутка для армирования пола в гараже для обеспечения необходимой прочности составляет 8 мм, а шаг сетки 10 см.

На следующем этапе следует сделать контрольные маяки, по которым будет выравниваться поверхность заливаемого бетонного пола. Устанавливая маяки, следует помнить, что для беспрепятственного удаления воды с бетонной поверхности пола необходимо сделать уклон 1-2 см на 1 метр длины в сторону выезда или сливной решетки, если таковая имеется в гараже.

Установка маяков для выравнивания бетонного раствора

Маяки можно изготовить из гладкого металлического прута, водопроводной трубы или использовать специальные покупные изделия. Подставки под маяки выполняются из быстротвердеющего раствора из гипса, алебастра или смеси цемента с песком. После выравнивания маяков и высыхания фиксирующего раствора можно приступать непосредственно к устройству бетонной стяжки.

Тщательно перемешав сухие компоненты раствора, смесь затворяют водой и равномерно распределяют по поверхности пола. Количество воды, добавляемое в состав смеси, зависит от влажности песка и подбирается индивидуально в каждом конкретном случае. Тем, кто хочет сделать заливку своими руками, настоятельно рекомендуется взять на этот этап работ одного или двух помощников, которые будут замешивать очередную порцию раствора во время разравнивания предыдущей. Очень важно залить всю поверхность пола за один раз, с перерывами между порциями раствора не более 30 мин. Так можно гарантировать монолитность и прочность всего покрытия.

Стяжка пола керамзитом своими руками: способы и расчеты расхода

Выравнивание бетонной смеси производится при помощи правила, передвигаемого по маякам вибрирующими движениями. Для больших площадей предпочтительнее использовать специальную виброплиту.

Заливка и выравнивание раствора по маякам
После выравнивания поверхности следует выдержать стяжку в течение 4-5 часов для высыхания выступившей воды и предварительного схватывания залитого раствора. Это время зависит от того, какая толщина стяжки в гараже и от количества воды, использованной при разведении смеси.

После высыхания излишков воды необходимо сделать затирку верхнего слоя стяжки при помощи ручной металлической терки или, что гораздо качественней, роторной затирочной машины. Во время затирки на поверхность стяжки наносится слой сухого цемента или специальный упрочняющий состав толщиной 2-3 мм, что обеспечивает полам повышенную прочность, влагостойкость и отсутствие пылеобразования – главного недостатка всех цементных полов.

Весь процесс заливки и выравнивания полов в гараже можно посмотреть на видео.

Какой марки бетон лучше выбрать

Бетон можно приготовить своими руками с помощью бетоносмесителя или приобрести готовый. При самостоятельном выполнении марку бетона подбирают согласно таблице СНиП:

Марка бетона Вид покрытия Толщина покрытия, в мм Время затвердевания
М200-М350 Стяжка с армированием 50-70 Сутки
Фибробетон 40
М400-М500 Пескобетонное упрочненное 40 8 дней
М500-М550 Бетонное упрочненное 40 8 дней

Для легкового автотранспорта специалисты рекомендуют выполнять армированную стяжку толщиной 7 см. Амортизирующая подушка в расчет не входит. Сверху наносят грунтовку — 2 слоя. Такое покрытие можно обновлять каждые 6 месяцев.

Зазор и угол наклона

Направляющие (для заливки пола в гараже с учётом необходимого уклона) следует располагать по направлению к выездным воротам или сточному колодцу. Градиент уклона должен составлять 1,5 — 2% на 1 м. В качестве направляющих можно использовать ровные длинные деревянные брусья или металлические трубы прямоугольного сечения, которые после затвердевания бетона вытягивают, заполняя цементным раствором образовавшиеся канавки. Иногда направляющие выкладывают раствором, придавая им необходимую высоту и угол наклона будущей поверхности. При этом способе необходимо выдержать время их застывания, однако после заливки они останутся внутри, а пол будет выглядеть монолитным.

Обязательно перед началом бетонирования у стен гаража нужно оставить компенсационные зазоры, это особенно важно при небольшой площади покрытия. Для этого используются полосы пенополистирола. Толщины полосы в 50 мм вполне будет достаточным.

Подготовка основания

Заливка бетонного раствора проводится по грунту, но поскольку такое основание ненадежно, требуется устройство песчано-щебневой подушки. Верхний плодородный слой почвы содержит органику и большое количество микроорганизмов, поэтому перед закладкой подушки его необходимо удалить до чистого грунта. Это поможет свести до минимума проседание почвы. Получится неглубокий котлован.

Отметка нулевого уровня

Чтобы определить, какой глубины должен быть котлован, вначале необходимо установить отметку нулевого уровня пола. Пол может располагаться ниже порога ворот или на одном уровне с ним. Если монтаж проводят ниже уровня порога, то основание оснащают водоотводом. Иначе во время весенних паводков гараж подвергнется затоплению. Порядок работ:

  • отметку нулевого уровня делают по периметру стен с помощью нивелира или лазерного уровня;
  • линии рисуют по лучу, выставленному на необходимой высоте.

Подготовка основания.
Вместо лазерного прибора можно использовать гидроуровень. Отметку перемещают несколько раз по всем стенам, затем точки соединяют прямой линией. С этим прибором не так удобно работать, как с лазерным.

Расчет толщины слоев ПГС

Чтобы выйти на нужную высоту, необходимо правильно рассчитать толщину слоя песчано-гравийной подушки. Для изготовления пола под легкий транспорт придерживаются следующих размеров: наиболее приемлемый бетонный слой — 10 см, пеcка — 50 мм, щебня — 10 см.

Исходя из этих расчетов:

  1. Глубина котлована должна составлять 25 см и более. К этим размерам добавляют несколько сантиметров, если на бетонный пол будет укладываться дополнительное покрытие.
  2. При обработке поверхностного слоя пропиткой или краской добавление сантиметров не требуется.
  3. По полученным цифрам закупают точный объем песка и щебня.
  4. Толщину засыпаемого слоя контролируют с помощью нанесенных на стенах отметок. Если ширина постройки превышает 2 м, в центре выставляют дополнительные колья, на которых делают отметки. Все отметки выравнивают по уровню.

На этом этапе укладки выкапывают котлован под яму, если он есть на проекте гаража. Дно ямы заливают бетоном, создавая пол. Стены в яме выкладывают кирпичом после застывания раствора и засыпки песчано-гравийной подушки в гараже.

Материалы для подсыпки

Чтобы пол в гараже из бетона получился качественным, специалисты рекомендуют использовать 70% щебня средней фракции и 30% — мелкой. Слой гравия применять нельзя, так как он имеет округлые края. Из-за этого основание получается шатким, что грозит растрескиванием стяжки. Песок должен быть чистый без глиняных примесей. Его просеивают перед засыпкой.

Делаем подушку под бетонный пол

Перед укладкой подушки дно котлована тщательно выравнивают по уровню. Впадин и бугров быть не должно. Грунт уплотняют ручной трамбовкой или виброплитой.

Пошаговое руководство:

Подушка под бетонный пол.

  1. Первым засыпают слой щебня, который тоже утрамбовывают. Качественно утрамбовать слой щебня 10 см не получится, поэтому его засыпают частями по 4-5 см.
  2. Первую часть равномерно распределяют по всей площади, затем трамбуют. При этом половина материала войдет в грунт, уплотняя его. Благодаря этому вероятность просадки исключается, несущая способность конструкции повышается.
  3. По такому же принципу засыпают остальную часть щебня. Если на поверхности следов человека не остается, значит, трамбовка сделана качественно.
  4. Поверх щебня насыпают песок, также разделив на несколько частей. Перед трамбовкой его увлажняют.

Затем приступают к выгонке стен ямы. Стены выводят на один уровень или выше чистового пола. Это позволит мыть автомобиль внутри гаража, не опасаясь, что яму затопит водой.

Демпферный зазор

Иногда стены и пол просаживаются или поднимаются. Чтобы в этот момент стяжка не потрескалась и сохранила свою целостность, между бетоном и стеной укладывают демпферную ленту. Благодаря этому при монтаже получается зазор, позволяющий при усадке стен не тянуть за собой всю конструкцию. Из-за этого бетонный пол по грунту получил второе название «плавающий». Вместо ленты можно использовать тонкий пенопласт 10 мм толщиной, предварительно разрезав листы на полоски шириной по 15 см. Если часть ленты будет выступать над финишной отделкой, ее срезают.

Гидроизоляция пола из бетона в гараже

Повышенная влажность для бетона не вредна, но автотранспорту и другим вещам, которые хранятся в гараже, это грозит коррозией. Материал для гидроизоляции подбирают в зависимости от уровня расположения подземных вод:

  1. Чтобы бетон сохранил свою прочность и не крошился, ему требуется влага. При глубоком расположении грунтовых вод влага из бетона впитывается в песок. Чтобы этого не происходило, поверх песка укладывают полиэтиленовую пленку плотностью более 250 микрон.
  2. Если грунтовые воды расположены высоко, во время весенних паводков гараж может затопить. Поэтому необходимо использовать более плотную пленку. Подойдет гидроизол или любой другой аналог. Чтобы сократить проникновение воды внутрь до минимума, полотна пленки укладывают внахлест, а стыки заклеивают двусторонним скотчем. Материал выводят по стене, временно закрепляют над демпферной лентой. Лишнюю часть срезают после полного застывания бетона.

Гидроизоляция.

Армирование

Бетонный пол необходимо армировать, поскольку на него постоянно оказывается большая нагрузка. Для монтажа понадобится готовая сетка с размером клетки 15 см и диаметром проволоки 7-8 мм.

Способ монтажа:

  1. Сетку укладывают кусками внахлест друг на друга с расстоянием в 1 клетку.
  2. Куски связывают проволокой либо пластиковыми хомутами. Получается единая армирующая система.
  3. Сетку нельзя стелить прямо на пленку, она должна располагаться в середине бетона. Если глубина расположения будет меньше 3 см, сетка может подвергнуться коррозии.
  4. С помощью кирпичей или специальных подставок ее приподнимают на 4-6 см над гидроизоляционным слоем. Такое расположение предотвратит растрескивание стяжки, продлевая срок службы.

Установка маяков

С помощью маяков и строительного правила делают выравнивание бетонной стяжки. Маяки можно приобрести в магазине или выполнить из труб, брусков. Правила установки:

  1. Маяки располагают параллельно отметкам, которые сделаны на стенах для бетонной плиты.
  2. Замешивают густой раствор, из которого выкладывают горки. В них вдавливают маяки. Работу начинают делать вдоль стены напротив дверей, постепенно продвигаясь к выходу.
  3. Расстояние между маяками должно быть меньше 25 см (длины правила). Монтаж первого маяка делают на расстоянии 30 см от стены.

Чтобы вода с пола самостоятельно стекала на улицу, бетонное покрытие должно быть с небольшим уклоном. Маяки вынимают через 24 часа после заливки. Образовавшиеся выемки заливают бетонной смесью и выравнивают с полом.

Монолитная плита

Монолитная плита — наиболее надежное фундаментное основание. Предполагает заливку и формирование монолитного бетонного блока с металлическим армированием внутри. Специфика конструкции обеспечивает «плавучесть» всего строения. Гараж, устроенный на плавающем плитном основании, защищен от перепадов уровня грунта, и соответственно — от разрушения стен.

Плитное основание относится к мелкозаглубленным, но в отличие от ленты, в данном случае армируется вся площадь пола.

Различают несколько видов монолитного фундамента:

  • Сплошная горизонтальная заливка устраивается для помещений без подвала или цоколя: верхняя поверхность плиты является основой для укладки напольного покрытия.
  • Ребристая плита заливается по периметру монолитной ленты (или в качестве перекрестков), высота такой ребристой заливки равна уровню цоколя.
  • Заливка коробки означает, что стены являются продолжением основания, и имеют общее армирование. Высота ребер выводится на уровень этажа. Поверх ребер укладываются плиты перекрытия. Такой способ максимально увеличивает площадь распределения нагрузок.

Обычно плита фундамента заливается для гаражей, в которых не планируется устройство смотровой ямы. Но если тип грунта позволяет, можно опустить уровень заливки на высоту подвала или смотровой ямы и вывести ребра на уровень поверхности грунта, устроив по ним перекрытие.

Смоченная монолитная плита фундамента в процессе схватывания

Преимущества монолитной плиты

Сметная стоимость монолитной железобетонной плиты в качестве фундамента, значительно превышает расходы по устройству других оснований. Почему и когда имеет смысл заливать монолитную плиту в качестве основания для гаража?

Устройство такого фундамента обосновано, если:

  • Строительство планируется на проблемных грунтах.
  • В областях со значительными температурными сезонными перепадами;
  • В сейсмически активных зонах.

На заметку! Устройство подвижной монолитной плиты, абсолютно экономически оправдано при возведении зданий в сейсмоактивных регионах, и в областях с высоким уровнем температурных перепадов (количеством замерзаний — оттаиваний почвы), а также на пучинистых почвах.

Этапы заливки

Как сделать бетонные полы в гараже правильно? Разбирая технологии заливки плиты фундамента, и устройства черновой стяжки по грунту, понимаем, что очередность проведения работ будет одинаковой. И лишь на определенных участках немного отличается.

По сути, в этом нет ничего удивительного: в обоих случаях необходимо устроить прочную монолитную армированную бетонную плиту. Рассмотрим очередность устройства монолитного фундамента, как наиболее сложного процесса, а затем расскажем, где можно сэкономить, заливая черновую стяжку.

Поэтапная инструкция по устройству бетонного пола гаража:

Толщина бетонного пола в гараже и глубина котлована, рассчитываются на этапе проектирования. Яма котлована роется с учетом устройства подготовительных слоев: обычно это не более 0,8 м.

Пирог плитного фундамента набирается в такой последовательности:

  1. Дно котлована прокладывается гидроизоляцией, как правило, используется геотекстиль, для того чтобы предотвратить смешивание грунта с песчаной подушкой.
  2. Песок средней или крупной фракции отсыпается в 2 слоя по 10 – 15 см, и тщательно утрамбовывается. Под одноэтажный легкий гараж можно отсыпать 1 слой в 15 см, и хорошо утрамбовать. Песчаная подушка выровняет дно котлована под заливку, снизит пучение грунта, и выполнит функцию дренажной системы.
  3. Делаем подбетонку. Слой бетона марки В 7,5 заливают толщиной в 5 – 10 см. Делается это для увеличения прочности основания, предотвращения утечки молочка из бетонного раствора, с целью гидроизоляции плиты монолита.
  4. Выставляются щиты опалубки для формирования конечных размеров фундамента.
  5. Поверхность подбетонки и щиты опалубки обрабатывают гидроизоляцией или прокладывают пленкой (иногда укладывают рубероид). Материал не столь важен, важно не допустить усыхания бетона плиты.
  6. Укладывается армирование. Для обычного гаража, достаточно армирования в одну горизонтальную сетку. Прутки армирования в плитном основании не сваривают, а связывают строительной проволокой. Это делается, чтобы избежать излишней жесткости. Такой способ армации дает плите некоторую подвижность на изгиб.

Схема связывания прутков армирования проволокой

Еще один нюанс: укладывайте целые длинные прутки, избегайте сваривания по прямой линии.

  1. Основание заливается бетонным раствором марки не ниже В 20. Весь объем заливается непрерывно, недопустимо частичное высыхание плиты.
  2. Гидроизоляция бетонного пола в гараже: обычно стелется рубероид на мастике крест — накрест.

Бетонная заливка пола

Если нет необходимости устраивать максимально прочное основание для всего здания гаража, но при этом есть желание получить прочный пол, можно пойти самым дешевым из возможных путей: устраивается черновая бетонная стяжка пола в гараже прямо на грунт. При всей кажущейся простоте, такой способ имеет ограничения.

Не получится залить черновую бетонную стяжку в качестве основания пола если:

  • Гараж находится в низине: в такой ситуации весьма велик риск сезонного подтопления и бетон очень быстро придет в негодность.
  • Если ландшафт имеет значительный уклон: грунтовая поверхность под черновую стяжку должна быть горизонтальной и однородно плотной.

Далее рассмотрим этапы устройства монолитной плиты и черновой стяжки. При наличии некоторых различий, а основные моменты при работе с бетонными основаниями будут совпадать.

Заливка бетонного пола в гараже

Учитывая большую толщину плиты и уклон, чтобы забетонировать пол в гараже, понадобится много смеси. Бетон марки М250 имеет достаточно прочные характеристики и обладает морозоустойчивыми свойствами:

Заливка бетонного пола.

  1. Для гаража размером 4×6 м понадобится около 3 м³ раствора.
  2. Песок и цемент (в пропорциях 1:3 или 1:4) загружают в бетономешалку, добавляют воду и тщательно перемешивают. Готовая смесь застывает за 2 часа, поэтому бетонирование проводят быстро.
  3. Основу заливают смесью, а лишний воздух удаляют с помощью глубинного вибратора. Его опускают в разных точках стяжки до тех пор, пока на поверхности не выступит цементное молоко.
  4. Затем выравнивают длинной деревянной рейкой.
  5. При возникновении ямок и других недостатков требуется дополнительная заливка раствора. Затем поверхность выравнивают повторно.

Чтобы основание получилось монолитным, всю работу делают за 1 подход.

Делаем подушку под бетонный пол

Очень важно при устройстве бетонного пола в гараже использовать вибромашину либо трамбовщик. В первую очередь необходимо утрамбовать грунт. После чего на всю площадь пола насыпаем щебень. Однако делать это стоит поэтапно: небольшой слой в несколько сантиметров, после его следует утрамбовать, а затем досыпаем следующий слой щебня в несколько сантиметров и снова утрамбовываем.

Далее на утрамбованный слой щебня насыпаем песок. Обязательное требование к песку − его нужно смочить. Укладываем песок за тем же принципом, что и щебень, разделяя его на 2-3 порции, тщательно трамбуя каждый шар. Таким образом создается необходимая подушки из щебня и песка.

На этом этапе можно также приступить к выгонке стен смотровой ямы, если таковая предусмотрена планом.

Следующими слоями будет гидро- и теплоизоляционные материалы, а после – бетонная заливка с использованием арматуры. Однако прежде нужно позаботиться о стыках по периметру пола.

Утепленный бетонный пол в гараже

Бетонный пол в гараже можно утеплить 2 способами: уложить утеплитель под плиту или сверху, залив стяжкой. Монтаж под плиту делают следующим образом:

  1. Экструдированный полиэстирол способен выдержать большие нагрузки, обладает хорошими паро- и гидроизоляционными свойствами, поэтому его выбирают для работ. Плотность материала не должна быть меньше 35 кг/ м³.
  2. Его укладывают на гидроизоляционный слой, сверху монтируют армирующую сетку. Можно под сетку уложить слой геотекстиля. Он равномерно распределяет нагрузку по всей поверхности и не позволяет утеплителю продавливаться.
  3. Чтобы надежнее изолировать пол от грунта, монтаж проводят со смещением швов. Материал складывают в 2 слоя. Минимальная толщина должна составлять 5 см.

После укладки делают заливку бетона.

Расчет толщины слоев пгс

Изолирующий слой под стяжкой.
Средняя толщина слоев материала, которые участвуют в создании бетонного пола − 25 сантиметров без учета половой плитки (если таковую вы пожелаете положить, добавьте необходимую высоту к расчетам). При этом расчете толщина бетонного пола в гараже будет 10 см, щебень займет у вас столько же, а для песка отводим 5 см не меньше.

Таким образом, глубина вырываемого котлована должна быть от 25 сантиметров и больше. По этим расчетам вы сможете закупить необходимый строительный материал для начала работ.

Укладывать слои материалов нужно постепенно: вначале щебень, а после − песок. Слой бетона будет завершающим. Для удобства отмечайте на стенах высоту каждого из слоев и контролируйте это при выполнении работ.

Уход за бетоном

Бетонное покрытие прослужит дольше, если соблюдать правила по уходу:

  1. Солнечные лучи не должны попадать на бетон, поэтому при наличии окна в гараже его необходимо завесить.
  2. Бетон укрывают влажной мешковиной в жаркую и сухую погоду. Мешковину смачивают водой каждый день в течение 7 дней. Ввлага, находящаяся в ней, будет пропитывать бетон.
  3. Если в качестве укрывного материала используют полиэтилен, то его снимают, поливают поверхность водой, затем заново накрывают. Для полива используют насадку с множеством мелких отверстий.

Темно-серый оттенок поверхности означает, что бетон достаточно пропитался влагой и полив можно прекратить. Нельзя допускать образования луж.

Выбор способа устройства пола

Перед началом монтажа основания пола проводятся исследования грунта и оценка неровностей рельефа на местности. Если обнаруживается высокий уровень грунтовых вод, то выполняются дренажные работы. При расположении гаража на склоне и наличии большого перепада по высоте, площадка предварительно выравнивается, снимается верхний слой земли.

Обратите внимание на месторасположение вашего гаража, чтобы выбрать лучший вариант обустройства пола

Затем выбирается оптимальный метод оборудования напольного покрытия.

Для пола в гараже могут быть использованы:

  • деревянные настилы;
  • монолитная железобетонная плита;
  • бетонная стяжка.

Пол в гараже должен быть долговечным и устойчивым к механическим повреждениям, которые неизбежны при активной эксплуатации автомобиля. Поэтому выбор материала очевиден — только бетон будет достаточно прочным для надежной основы и дальнейшего нанесения защитных или декоративных покрытий. Правильно залить бетонный пол в гараже своими руками не так просто, как может показаться на первый взгляд, но вполне осуществимо.

Основы строительства

Бетон, как материал, имеет свой набор плюсов и минусов. Основной плюс состоит в его долговечности: он огнеупорен, не портится под воздействием воды и ему крайне сложно нанести серьезные механические повреждения. С другой стороны, бетон имеет серьезный минус: он легко и быстро впитывает всевозможные масла, на которых в дальнейшем оседает пыль, превращаясь в грязь. Для нейтрализации этого минуса используются различные защитные покрытия, которые позволяют избежать стойкого загрязнения.

Правильно залить пол в гараже — процесс, требующий определенных знаний и умений в этой области. В случае отсутствия уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста, который поможет с выполнением расчетов и правильной организацией. Для длительного срока эксплуатации пола необходимо правильно выполнить всю работу, которая чаще всего делится на следующие этапы:

  1. Предварительная работа — выполнение расчетов, составление сметы и подготовка материалов.
  2. Подготовка котлована — удаление грунта на месте гаража.
  3. Укладка подушки — процесс засыпания котлована уплотняющими материалами.
  4. Армирование — закладывание на месте будущего пола арматурных конструкций.
  5. Заливка бетоном — процесс создания основной плоскости пола.
  6. Нанесение защитного покрытия — этот этап зависит от пожеланий владельца гаража.

Чтобы забетонировать пол в гараже правильно, сначала следует выполнить необходимую подготовку.

Предварительная работа

Выполнение подготовительных расчетов пола требуется вести вместе с соблюдением всех нюансов: место, в котором будет располагаться гараж, состояние почвы, правильный подбор и характеристики материалов. Все это лучше всего поручить специалисту, который выполнит такую работу гораздо лучше, нежели человек, ранее не имевший дела со строительством. Также следует учесть, что потребуется организовать отвод воды из гаража таким образом, чтобы в процессе его эксплуатации не возникло неприятностей.

В первую очередь, следует разметить нулевой уровень пола. Это можно сделать с помощью лазерного, водяного уровня или нивелира. Для комфортной эксплуатации лучше всего делать его на уровне ворот. Если же это невозможно, то следует разработать систему водоотвода. Для точной разметки нулевой уровень пола следует отметить на всех стенах.

Дальше следует рассчитать толщину бетонного слоя и уплотняющей подушки в зависимости от веса машины. Для автомобиля, имеющего вес до тонны, толщина пола должна составить около 10 см, подушки — 15 см. Для машин, имеющих более крупный вес, эта цифра должна быть больше.

Кроме того, требуется закупить все необходимые материалы в достаточном количестве, а лучше с небольшим запасом в 10% на непредвиденные случаи и возможные проблемы. К подготовительной работе не следует относиться легкомысленно, так как ошибки, совершенные на этой стадии, способны пагубно отразиться на всем дальнейшем процессе строительства или же испортить эксплуатацию готового пола.

Основные материалы, требующиеся в работе:

  • бетонная смесь;
  • арматура;
  • песок;
  • щебень;
  • пенопласт;
  • гидроизоляция;
  • финальное покрытие.

Для улучшения характеристик бетона часто применяются дополнительные добавки, которые позволяют повысить прочность пола, уменьшить его стоимость или сократить срок окончательного застывания. Добавки к традиционному составу бетона подбираются в зависимости от требуемых изменений.

Подготовка котлована

Сначала необходимо убрать верхний слой грунта на определенную высоту. Она зависит от желаемых особенностей пола. Если планируется просто бетонный пол, то земля убирается на 25 см высота, если же требуется организация смотровой ямы, то величина регулируется в зависимости от индивидуальных пожеланий автовладельца.

Создание смотровой ямы зависит от наличия в данной местности грунтовых вод и глубины их залегания. Если эта величина меньше двух метров, то лучше обойтись обычным бетонным полом.

После снятия требуемого количества грунта оставшийся котлован тщательно утрамбовывается до образования плотной поверхности.

Укладка подушки

Для создания уплотняющей подушки в основном используются такие материалы, как песок и щебень. Гравий в этом случае применяется значительно реже, так как из-за округлой формы от него гораздо сложнее добиться достаточной плотности. Песок должен быть качественный и тщательно просеянный.

Соотношение материалов 1:2, то есть песка должно быть в два раза меньше, чем бетона. Если предварительные расчеты оказались ошибочными и подушка получается выше требуемого уровня, то стоит вернуться к этапу котлована и снять дополнительное количество грунта. Для того чтобы этого не произошло, на стенах стоит отмечать не только нулевую высоту пола, но и высоту подушки.

Уплотняющая подушка необходима для того, чтобы избежать дальнейшей усадки грунта и разрушения бетонного слоя. Если же планируется закладка смотровой ямы, то на дно котлована укладывается бетонная стяжка, процесс застывания которой совпадает с процессом укладки песка и щебня. После застывания стяжки можно начинать установку стенок ямы.

Выравнивать подушку можно своими силами, но, чтобы добиться нормальной плотности, лучше использовать виброплатформу. Ее можно взять в аренду у некоторых строительных фирм.

В этом случае будет обеспечена высокая плотность слоя, которая значительно удлинит срок использования пола. Также стоит предусмотреть наличие демпферного зазора, который необходим, если здание гаража недавно построено и не успело еще усесться. Для его организации чаще всего применяют пенопласт. В некоторых случаях поверх уплотняющей подушки дополнительно кладут слой гидроизоляции.

Армирование плиты

Чтобы избежать быстрого растрескивания пола в результате высоких нагрузок, бетонную плиту предварительно армируют. Для этого используются пруты диаметром 6—10 мм, которые укладываются в сетку с размером сектора около 15 см. Листы сетки располагаются внахлест друг на друга и скрепляются проволокой.

Чтобы избежать растрескивания пола, арматура должна находиться в бетоне как минимум на глубине 3 см. Для этого следует использовать специальные подпорки, так как она не должна соприкасаться с изоляцией или подушкой.

Заливка бетона

Это основной этап работ, требующий тщательного подхода, так как залить пол в гараже, чтобы он был ровным и имел равномерную толщину слоя, без достаточной сноровки сделать сложно. Для этого применется система маяков, в качестве которых используются длинные планки, выравниваемые по нулевому уровню пола. Расстояние между ними должно быть около 30 см.

Если заливка пола в гараже выполняется своими силами, то потребуется аренда специальной техники:

  • бетономешалка (2 шт);
  • бетоноприемник;
  • погружной вибратор.

Приемник готовой смеси позволяет подавать раствор в центр помещения, что облегчает его распределение, а погружной вибратор выравнивает бетонный слой и убрает попавший внутрь воздух.

Так как большая толщина бетонного слоя требует соответствующего количества раствора (около 2,5 кубических метра), то замешивание его своими силами за один день, скорее всего, вызовет много проблем. В этом случае потребуется помощь нескольких человек.

Если нет знакомых, готовых помочь с заливкой пола, а средства ограничены, то лучше использовать готовый раствор, не требующий замешивания. Это выйдет дешевле, чем наем команды рабочих для замешивания и разравнивания бетона.

Нанесение защитного покрытия

Так как заливать пол в гараже бетоном — процесс, который не вызывает желания его повторить, то стоит продлить долговечность пола с помощью нанесения специального покрытия. Оно позволит избежать скопления грязи, образовывающейся в результате попадания на него масел.

В качестве итогового покрытия чаще всего применяются следующие материалы:

  1. Плитка — обычно тротуарная, обладающая устойчивостью к механическим воздействиям и низким температурам.
  2. Краска — этот вид покрытия довольно недолговечен, но некоторое время может послужить.
  3. Древесина — у материала есть основной минус — пожароопасность.
  4. Керамогранит — прочный качественный материал, морозостойкий и легкомоющийся.

Правильно и старательно уложенный пол в гараже может прослужить не один десяток лет, не потеряв в функциональности и не растрескавшись. Для этого к процессу его изготовления стоит подойти вдумчиво, предусмотрев все возможные нюансы, в том числе и организацию смотровой ямы. В этом случае гараж можно построить за небольшую сумму и лично убедиться в качестве его постройки.